СПб ГБУЗ Детский санаторий "Костёр"
Артикуляционная гимнастикаАРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА Артикуляционная гимнастика-это система упражнений для органов речи, является зарядкой для артикуляционных мышц. Хорошая речь-яркий показатель всестороннего развития ребёнка и подготовленности его к обучению в школе. Почти все дети дошкольного возраста имеют речевые недостатки, неправильно произносят один или несколько звуков, большинство из которых носят временный, непостоянный характер. На чистоту речи ребёнка влияют такие факторы, как: · речевой слух · речевое внимание · речевое дыхание · голосовой и речевой аппарат. поэтому с целью профилактики возникновения речевых нарушений, их коррекции, начиная с младшего дошкольного возраста, необходимо применять в работе игры и упражнения. направленные на развитие слуха, дыхания и речевого аппарата. Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой: · Некоторые дети благодаря своевременному началу занятий артикуляционной гимнастикой и упражнениям по развитию речевого слуха сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста. · Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые проблемы, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены. · Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту» · Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всеми детям и взрослым- научиться говорить правильно, чётко и красиво. Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики. · проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись · Выполнять упражнения следует 3-4 раза в день по 3-5 минут. не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз. Комплекс разбиваем на весь день. · В комплексе должны присутствовать 2-3 упражнения статических и 2-3упражнения динамических. Начинают гимнастику со статических упражнений, они выполняются по 10-15 секунд. · На первых занятиях упражнение повторяется 2-3- раза. в дальнейшем каждое упражнение выполняется до 10-15 раз. · При отборе упражнений для АГ надо соблюдать определённую последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. · Артикуляционную гимнастику выполняют сидя. · Ребёнок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также своё лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребёнок и взрослый во время проведения АГ должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребёнок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом. Знакомим ребёнка с основными положениями губ и языка с помощью весёлых историй о Язычке. Жил был на свете Язычок, и захотел он пойти в зоопарк. А вместе с Язычком отправимся в зоопарк и мы: будем изображать всех животных, которых Язычок встретит. Сказка зоопарк Бегемотики Вот пришёл Язычок в зоопарк и видит, что в пруду сидит кто-то огромный, как гора, и рот широко открывает. Это был… бегемот. Давай и мы превратимся в бегемотиков и будем широко открывать рот. Описание упражнения: открыть рот как можно шире, удерживать его в таком положении до счёта «пять», потом закрыть рот. Повторить 3-4 раза. Рот пошире открываем, В бегемотоков играем: Широко раскроем ротик, Как голодный бегемотик. Закрывать его нельзя, До пяти считаю я. А потом закроем рот- Отдыхает бегемот. Лягушки Посмотрел Язычок на бегемотиков и только хотел дальше отправиться, как слышит: ква-а-а, ква-а-а. Это были… Правильно, лягушки. Давай изобразим, как лягушки улыбались. Описание упражнения: улыбнуться, показать сомкнутые зубки. Удерживать губы в таком положении до счёта «пять» (до счёта «десять»), затем вернуть губы в исходное положение. Повторить 3-4 раза. Подражаем мы лягушкам: Тянем губы прямо к ушкам Вы сейчас тяните губки- Я увижу ваши зубки Мы потянем- перестанем И нисколько не устанем.
Слон Идёт Язычок дальше. Ой, кто это такой большой, с длинным носом? Да это же …слон! давай покажем, какой у слона хобот! Описание упражнения: сомкнутые губы вытянуть вперёд и удерживать в таком положении до счёта «пять» (потом до счёта «десять»), вернуться в и. п. Буду подражать слону! Губы «хоботом тяну. А теперь их опускаю И на место возвращаю. Смотрит Язычок на слона, а тот стал набирать хоботом воду и поливать себя и на маленького слонёнка. Описание упражнения: вытянуть вперёд губы трубочкой и «набирать» водичку, слегка причмокивая при этом. Я водичку набираю И ребяток поливаю! Змея Полюбовался Язычок слоном и пошёл к другой клетке. А там никого нет, только длинный резиновый шланг валяется посредине. Но вдруг шланг зашевелился. и Язычок увидел, что это… змея. Давайте изобразим змею! Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот; высунуть язычок изо рта, затем спрятать. Повторить 3-4 раза. Подражаем мы змее, С ней мы будем наравне: Высунем язык и спрячем, Только так, а не иначе. Лошадка Понаблюдал Язычок за змейкой и пошёл дальше. Видит, лошадка детей катает. Захотел и сам прокатиться: «Лошадка, покатаешь меня?» А лошадка отвечает: «Конечно!» Сел Язычок на лошадку, крикнул, «но!» и поскакал. Давай покажем, как Язычок катался на лошадке. Описание упражнения: улыбаться, широко открыть рот, щёлкать языком громко и энергично. Стараться, что ы нижняя челюсть была неподвижна и «прыгал» только язык. Я – весёлая лошадка, Тёмная, как шоколадка. Язычком пощёлкай громко – Стук копыт услышишь звонкий Расчёска Покатился Язычок, слез с лошадки и вдруг увидел себя в зеркале: «Ах, какой я стал лохматый! Наверное, очень быстро на лошадке мчался! Надо причесаться!» Достал Язычок расчёску и начал причёсываться. Давай покажем, как он это делал. Описание упражнения: улыбнуться, закусить язык зубами. «Протаскивать» язык между зубами вперёд-назад, как бы «причёсывая» его. С волосами я дружу, Их в порядок привожу. Благодарна мне причёска А зовут меня… (расчёска) Часики Привел Язычок себя в порядок и вдруг подумал: а не пора ли ему идти домой? Надо узнать который час. Покажи, как работают часики! Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот. Тянуться языком попеременно то к левому углу рта, то к правому. Повторить 5-10 раз. Тик-так, тик-так. Язычок качался так, Словно маятник часов. Ты в часы играть готов? Шарики Узнал Язычок, который час. К сожалению, было уже поздно: пора возвращаться домой. А подарок маме? Купил Язычок несколько воздушных шариков и стал их надувать, но, к сожалению, некоторые из них лопались. Покажи, как Язычок надувал шарики. Описание упражнения: надуть одну щёку – сдуть. Затем надуть другую и сдуть. Надувать попеременно 4-5раз. Я надул воздушный шарик. Укусил его комарик. Лопнул шарик. Не беда! Новый шар надую я. «До свидания, зоопарк!» - сказал Язычок и пошёл домой. Ты помнишь, как вместе с Язычком ходил в зоопарк? Кого Язычок увидел сначала? А потом? Ты помнишь, кого раньше увидел Язычок: змею или лошадку? А кого Язычок увидел позже: лягушек или бегемотика? Указания для взрослых: вы должны следить, что бы ребёнок выполнял упражнения правильно и чётко, в начале под счёт взрослого. Сказка весёлая прогулка 1. Жил был Язычок в своём домике. Проснулся он рано утром, открыл окошко, посмотрел, какая погода, а потом опять в домик спрятался. Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, сильно высунуть язык и затем спрятать его (рот не закрывать!). Повторить 3-4 раза. 2. Потом посмотрел Язычок налево, посмотрел направо: гуляют ли дети на улице? Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, тянуться языком то к левому углу рта, то к правому. Повторить 6-8 раз. 3. После этого посмотрел Язычок из окошка вниз: нет ли луж? А потом вверх: светит ли солнышко? Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, опустить язык вниз – к подбородку, затем поднять язык к носу. Повторить 4-5 раз. Следить, чтобы рот был всё время открыт, а нижняя губа не помогала языку подниматься вверх. Ёжик, цветы 1. Увидел Язычок, что погода хорошая, и побежал гулять во двор. Только сошёл с крылечка, как услышал, что в траве кто-то шуршит. Присмотрелся Язычок повнимательнее: из травы иголки торчат. Это был ёжик. Он бегал в траве по кругу: то в одну сторону, то в другую. Давай покажем, как бегал ёжик. Описание упражнения: совершать круговые движения языком между губами и зубами то в одну то, в другую сторону. Рот при этом закрыт. 2. Убежал Ёжик в клумбу с цветами. Цветочки были такие красивые, что Язычку захотелось их понюхать. Понюхал он один цветок и воскликнул: «Ах, как пахнет!» Понюхал другой и опять воскликнул: «Ах, как пахнет!» Описание упражнения: вдох через нос – «нюхать» цветок, на выходе произнести: «Ах, как пахнет!» Повторить 2-3 раза. У меня в иголках шёрстка И в норе запасов горстка. лучше ты меня не трожь! Я – колючий серый ёж! Футбол 1. Посмотрел Язычок по сторонам, увидел, что ребята в футбол играют, и захотел присоединиться к ним. Давай и мы вместе со всеми поиграем в футбол. Описание упражнения: рот закрыть, кончик языка с напряжением упирать то в одну, то в другую щёку так, чтобы под щекой надувались «мячики». 2. Поиграли ребята с Язычком, а потом решили соревнования устроить: кто дальше мяч загонит. Описание упражнения: вытянуть губы трубочкой и дуть на ватный шарик. Вдох – через нос, вдох – через рот. Следить, что бы щёки не надувались. Во дворе народ толпится. Там идёт футбольный матч. И вратарь наш, Генка Спицын, Пропустить не должен мяч.
Потому что наблюдает За игрою из окна Катерина. Всякий знает: Генке нравится она. Качели После футбола захотелось Язычку на качелях покачаться: вверх – вниз! Весело качаться с Язычком на качелях! Описание упражнения: улыбнуться, открыть широко рот, на счёт «раз» - опустить кончик языка за нижние зубы, на счёт «два» - поднять язык за верхние зубы. Повторить 4-5 раз. Сели дети на качели И взлетели выше ели. Даже солнышка коснулись, А потом назад вернулись. Индюк Слез Язычок с качелей и вдруг увидел грозного сердитого индюка. Индюк стоял посреди двора и страшно ругался. Давай покажем, как ругался индюк. Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, язык поднять к верхней губе и загнуть вверх, двигать языком по верхней губе вперёд-назад, произнося: была-была-была… Я – индюк «балды-балда». Разбегайтесь кто куда. Месим тесто Испугался Язычок и убежал домой к маме. А в доме пахло чем-то вкусным: это мама готовила тесто для блинов и пирогов. Язычок стал ей помогать месить тесто и скалкой его раскатывать. Давай и мы поможем Язычку. Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, покусать язык зубами – та-та-та.., пошлёпать язык губами – пя-пя-пя.., закусить язык зубами и потаскивать его сквозь зубы с усилием. Тесто мнём, мнём, мнём, Тесто жмём, жмём, жмём, После скалку мы возьмём, Тесто тонко раскатаем, Выпекать пирог поставим. Раз, два, три, четыре, пять, - Не пора ли вынимать? Блинчики Помог Язычок маме тесто месить, и стали они блины печь. Давай покажем, какой у Язычка получился блинчик. Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать его неподвижно под счёт взрослого до пяти, потом до десяти. Испекли блинов немножко, Остудили на окошке. Есть их будем со сметаной, Пригласим к обеду маму. Вкусное варенье Стала мама с Язычком блинчики есть со сметаной и ароматным вкусным вареньем, да все губы испачкали. Надо губы аккуратно облизать. Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, облизать языком верхнюю, а затем нижнюю губу по кругу. Выполнить в одну .а затем в другую сторону. Повторить 4-5 раз. Посмотри внимательно, всё ли варенье слизали? Ой, немножко на верхней губе осталось! Давай и это варенье слижем. Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот; не закрывая рот, облизывать языком верхнюю губу; нижней губой стараться язык не поддерживать. Повторить 4-5 раз. Блин мы ел с наслажденьем- Перепачкались вареньем. Чтоб варенье с губ убрать, Ротик нужно облизать. Чашка Поел Язычок блинчиков с вареньем и решил чаю выпить. Давай покажем. какая у него была красивая чашка. Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, высунуть язык и тянуть его к носу. Стараться, чтобы бока язычка были загнуты в виде чашечки (чтобы чай не пролился).Стараться не поддерживать язык нижней губой. Удерживать язык в таком положении под счёт до пяти, потом до десяти. повторить 3-4 раза. Вкусных мы блинов поели, Выпить чаю захотели. Язычок мы к носу тянем, Чашку с чаем представляем. Чистим зубки Попил Язычок чаю из своей красивой чашки, а мама ему говорит: «Язычок, пора спать!» Перед сном Язычок пошёл умываться и…. правильно, чистить зубки. Давай и мы с тобой почистим зубки. Описание упражнения: улыбнуться. открыть рот, кончиком языка сильно «почистить» за нижними зубами (влево-вправо) под счёт взрослого (7-8 раз). затем поднять язычок вверх и почистить за верхними зубами (рот при этом широко открыт). повторить 8-10 раз. После того как Язычок почистил зубки, он принялся полоскать ротик. Давай ему поможем Описание упражнения: рот закрыть, имитировать полоскание рта. Умылся Язычок и пошёл спать. Чищу зубки дважды в сутки, Чищу ровно две минутки. Щёткой новой, не лохматой, Пастой вкусной. ароматной. Вверх-вниз, вверх-вниз, Ну микробы- берегись! Сказка про приключения Язычка Лягушка и слоник Жил – был маленький Язычок. У него были друзья: лягушка и слоник. Давай и мы будем превращаться то в лягушку, то в слоника. Описание упражнения: На «раз»- улыбнуться, показать сомкнутые зубки, удерживать губы в таком положении; на счет «два» -сомкнутые губки вытянуть вперёд и удерживать в таком положении. Чередовать движения «лягушка-слоник» под счёт «раз- два». Повторить 5-6 раз. Раз- лягушка с толстым брюшком, Два –большой и добрый слон. Ежедневно на опушке, Посадив её в кадушку, Как под душем ту лягушку Поливал из шланга он. Киска сердится Язычка была любимая кошечка. Когда киска сердилась, то выгибала спинку. Давай покажем, как киска сердилась и выгибала спинку. Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, кончик языка упереть за нижние зубы, «спинку» выгнуть, а боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении под счёт до восьми, потом до десяти. Киска любила, когда ей гладили спинку. Тогда она переставала сердиться и становилась доброй. Давай погладим киску. Описание упражнения: язык в положении «сердитая киска»; прижать его верхними зубами и «почесать» в направлении от корня языка к кончику. Повторить 5-6 раз. Выгляни в окошечко- Там увидишь кошечку. Кошка спинку выгнула, Зашипела. прыгнула… Рассердилась киска- Не подходите близко! Парус Возле дома Язычка протекал весёлый ручеёк. Язычок решил сделать лодочку с парусом и отправить её в плавание. лодочка получилась очень красивая, с розовым парусом. Давай покажем, какой был парус у лодочки. Описание упражнения: улыбнуться, широко открыть рот кончик языка поднять и поставить на бугорки (альвеолы)за верхними зубами. Удерживать язык в таком положении под счёт до восьми; потом до десяти. опустить язык и повторить упражнение 2-3 раза. Лодочка под парусом по реке плывёт, На прогулку лодочка малышей везёт. Маляр Пустил Язычок лодочку в ручеёк, а сам побежал по берегу чтобы посмотреть, далеко ли она уплывёт. Вдруг Язычок увидел маляра, который ярко-синей краской красил крышу дома . Давай покажем, как маляр крышу красил. Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, язык поднять вверх и кончиком языка проводить по нёбу от верхних зубов до горла и обратно. Выполнять медленно, под счёт до восьми. Я сегодня утром встал и посёлок не узнал: Каждый столб и каждый дом Был покрашен маляром. Если хочешь жить, как в сказке. Позови на помощь краски! Гриб Пока Язычок смотрел, как маляр забор красит, лодочка с парусом уплыла далеко- далеко. Бросился Язычок догонять лодочку. Вдруг в траве что-то мелькнуло. Остановился Язычок посмотреть и увидел. что это гриб. давай покажем. какой гриб увидел язычок. Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, «приклеить» (присосать) язык к нёбу. Следить ,чтобы при этом рот был широко открыт. Если не получается сразу «приклеить» язычок к нёбу, предложите ребёнку медленно пощёлкать языком. Пусть малыш почувствует, как язычок «присасывается» к нёбу. Под берёзой, у дорожки Гриб растёт на толстой ножке. Мимо мы пройти не сможем, Гриб в лукошко мы положим. Дятел Насобирал Язычок полную корзинку грибов и вдруг слышит: кто-то стучит. Поднял голову вверх-а это дятел сидит на сосне и стучит по стволу клювом. Давай изобразим, как стучит дятел. Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, поднять язык вверх. Кончиком языка с силой «ударять» по бугоркам (альвеолам) за верхними зубами и произносить звуки: «д-д-д» Выполнять 10-20 секунд сначала медленно, затем всё быстрее и быстрее. Следить, чтобы «работал» только кончик языка, а сам язык не прыгал. Потом дятел стал стучать по-другому: Д-дд, Д-дд…» (выделенный звук произносится сильнее). «Постучи» и ты так языком 10-15 секунд. А потом вот так: «дд-Д, дд-Д..» Выполнять 10-15 секунд. Дятел на стволе сидит, Клювом по нему стучит. Стук да стук, стук да стук- Раздаётся громкий звук. Комарик Послушал Язычок, как дятел стучит, и дальше пошёл. Вдруг кто-то тонко запищал над его ухом, и Язычок почувствовал, что кто-то укусил его за брюшко. «Ах ты, злой, проворный комарик!»- закричал Язычок и стал ловить комара. давай покажем, как звенел злой комар. Описание упражнения: улыбнуться, открыть широко рот, поднять язык вверх и упереть его в бугорки (альвеолы). Пытаться произнести «дзззз», но не отрывисто, а протяжно, в течении10-15 секунд. Помнить, что комар злой, поэтому нажимать языком на бугорки энергично. Прилетает по ночам, Не даёт заснуть он нам: Зло звенит, над ухом вьётся, Только в руки не даётся. Гармошка Не поймал Язычок комарика и грустный пошёл дальше. Вдруг он услышал весёлые звуки гармошки. «Интересно, кто это играет? Пойду, посмотрю!»- подумал Язычок и побежал на полянку. Видит, заяц на пеньке сидит и на гармошке весёлые песенки наигрывает. давай и мы сыграем на гармошке. Описание упражнения: улыбнуться, широко открыть рот, «присосать» язык к нёбу (см. упр. «Гриб»). Не отпуская язык, сильно опустить нижнюю челюсть, закрыть рот и опять широко открыть, не меняя положения языка. Повторить 4-5 раз. Ну-ка, рот пошире, крошки. Поиграем на гармошке! Язычок не отпускаем, Только ротик открываем. Раз, два, три, четыре, пять. Нам нетрудно повторять! Правильное произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически верной, хорошо развитой, связной речью является одним из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению. Желаю успехов! 23 декабря 2017 в 20:17
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.